Цель:
- Вести
новое арифметическое действие – умножение. Раскрыть его смысл и практическую
целесообразность. Создать условия для самостоятельного «открытия» учениками
целесообразности замены суммы одинаковых слагаемых умножением.
- Развивать
логическое мышление, математическую речь, творческие способности детей.
- Воспитывать
трудолюбие, аккуратность во время записей в тетради и на доске.
Ход урока
I. Самоопределение деятельности.
Работы у нас много, чтобы всю ее выполнить, вы на уроке должны быть
какими?Дети придумывают: У - умными Р - радостными О - организованными К – креативными
II. Актуализация
опорных знаний учащихся.
1. Устные упражнения- Посчитайте с помощью своей ленты двойками, тройками, четверками
(лента перегинается по 2, 3, 4 клетки)- счет вишен: по 2 взяли 5 раз- счет денег пятикопеечными
монетами: по 5 взяли 4 раза5+5+5+5=202. Действия с именованными числами- Что общего в этих выражениях:21дм+21дм+21дм+21дм
5м+5м+5м+5м18кг+18кг+18кг+18кг 43см+43см+34см+43см(В этих суммах по 4 слагаемых, слагаемые – именованные числа)- Найдите лишний ряд(второй – слагаемые –
однозначные числа, а другие слагаемые – двузначные; третий – слагаемые – единицы массы, а в других
рядах – единицы длины; четвертый – не все слагаемые одинаковые)- Чему равны суммы
одинаковых слагаемых?- Какую сумму
вычислять было труднее?
III. Выявление
причины и цели деятельности.
- Посчитайте точки
(ответы разные)- Используя сумму
одинаковых слагаемых, посчитайте, сколько точек на доске.- Как это сделать?
(объединить точки в группы, например, по 5)- Сколько групп точек
вышло?- Сколько точек?- Удобнее ли считать
таким способом?- А в задачах вам
встречались суммы одинаковых слагаемых?- Приведите примеры
таких задач1. Мама купила 3
десятка яиц. Сколько яиц купила мама?2. У мамы 3 детей.
Она всем купила сапоги. Сколько сапог купила мама?Запись решения задач
анализируется, обращается внимание детей, что в сумме слагаемые одинаковые2+2+2=6По 2 взять 3 раза
получим 63. В классе 15 парт.
За каждой сидит по 2 ученика. Сколько учеников в классе.2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=30- Какую задачу решали
дольше? Почему?
IV. Построение
проекта выхода из затруднения.
- Решите задачу за 1
минутуНа костюм пришивают 8
пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 250 костюмов?8+8+8+….250 раз- Успеем мы записать
задачу и посчитать за 1 минуту?- Что же делать? (нужно
найти другой способ счета)- Сумму одинаковых
слагаемых можно заменить новым математическим действием – умножением.8+8+8+… +8 = 8 ∙ 250Точка (∙) – знак
умноженияПримеры на умножение
читают так: два умножить на 5 равно 10
V. Первичное
закрепление знаний во внешней речи.
- Можем ли мы
заменить умножением выражения с именованными числами, которые решали раньше?- Замените суммы
умножением, где это возможно.Выполнение №584, 585,
587 с комментированием.
VI. Самостоятельная
работа с самопроверкой.
a.
Прочитать
равенства на умножение и проверить ответы сложением.
8 ∙ 2 = 16
26 ∙ 2 = 56 13 ∙ 7 = 91b.
Найти
суммы, которые можно заменить умножением.
4 + 4 + 4 23 + 32 9 + 9 + 6 24 + 24 + 24 + 24
VII. Включение
в систему новых знаний и повторение.
1. Составить задачу, которая решалась бы так:2 ∙ 42. Составьте задачу, в которой по 2 взять 6 раз.
VIII. Рефлексия
учебной деятельности.
Я знала, что вы
справитесь с заданиями- Что вам больше
всего удалось?- За что вы можете
себя похвалить?- Что для вас было
открытием?- Не совсем довольны
чем?Творческое домашнее
заданиеПридумать 3 суммы
одинаковых слагаемых и записать их с помощью знака умножения.
Оборудование: Лента чисел от 1 до 100. Лента изготовлена из
полоски бумаги длиной 1м и шириной 1см. Вся лена делится на 100 клеток и в
каждую клетку записываются числа по порядку от 1 до 100, таблица.
No comments:
Post a Comment