Monday, April 13, 2015

Урок математики в першому класі за технологією діяльнісного методу навчання. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.

Цель:

1.    Формировать способность к построению нового способа деятельности, к «открытию» нового вычислительного приема, отрабатывать вычислительные навыки.
2.    Развивать логическое мышление, математическую речь детей.
3.    Воспитывать трудолюбие, желание узнать новое, применить свои знания на практике.
   Оборудование: эталон, бусинки

Ход урока

I.  Самоопределение учебной деятельности.
- Дети! Вспомните, какой сегодня день недели. А какой был вчера? Будет завтра? Каждый новый день приносит нам новые знания, делает нас умнее.
II. Проверка домашнего задания
К задаче 80 составить обратные задачи.
- Сколько обратных задач можно составить к задаче?
- Для тех, кто испытывает затруднение, на доске структурная запись
1 обратная задача
М. – 5 бр
Пл. - ?бр., на 3 б
2 обратная задача
П – 8 бр.
М. - ?бр., на 3м
III.  Устные упражнения
     1. Дополнить состав чисел
           10                            9
4          ?                  5        ?
?          8                  ?        3
5          ?                  1         ?
?          3                  ?         7
1          ?                  8         ?
?          7                  ?         6
6          ?                  4         ?
?          2                  ?         2
9          ?

2. Выполни сложение и вычитание по частям
7 + 2 = 7 + □  + □
10 – 3 = 10 - □ - □
3. Разложи 10 на два слагаемых
□ + □ =10
□ + □ =10
□ + □ =10
IV.  Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
1.     Повторение закономерностей сложения и вычитания
Вычислите:
10 + 5      15 - 5       15 - 10
10 + 6      16 - 6       16 - 10
10 + 7      17 - 7       17 - 10
10 + 8      18 - 8       18 - 10
- Установите закономерность и допишите последнее выражение в каждом столбике.
- Что общего между этими выражениями?
- Какую закономерность сложения иллюстрирует 1столбик?
- Какую закономерность вычитания иллюстрирует 3столбик?
2.     Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
На доске
8+2                      9+2
8+4
Ученики комментируют решение первого примера:
8+2=8+1+1=9+1=10
V. Проектирование выхода из затруднения.
- Можно ли этот способ применить для второго выражения
9+2=9+1=1=10+1=11
8+4=8+2+2=10+2+12
- Сколько единиц не хватает в первом слагаемом для формирования полного десятка?
- На какие части разобьем второе слагаемое?
- Сколько выйдет полных десятков?
- Сколько останется единиц?
 Дети приходят к выводу, что при сложении по частям с переходом через разряд, нужно второе слагаемое представить в виде суммы удобных слагаемых так, чтобы дополнить первое слагаемое до 10.
На доске:
10 – 2                           11 – 2
Ученики комментируют:
10     – 2 = 10 – 1 – 1 =8
11     – 2 = 11 – 1 – 1 =9
12     – 4
Проблемный вопрос:
Какой из случаев состава числа 4 позволит уменьшить 12 до  10?
(действие иллюстрируем с помощью бусинок)
- Какой суммой нужно заменить число 4, чтобы вычесть его из 12
VI. Первичное закрепление знаний во внешней речи
Дети формулируют свои шаги:
1)    Представляю вычитаемое в виде суммы удобных слагаемых так, чтобы уменьшить уменьшаемое до 10;
2)    Уменьшаю уменьшаемое до 10;
3)    Из 10 вычитаю остальные единицы.
Выполняют №82, 83, 84 с комментированием, пользуясь памяткой.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Сложение проверьте вычитанием
9+1    Проверка   10-1
9+2                       11-3
9+3                       12-3
VIII. Включение в систему знаний и повторение
9 + 4 = 9 + □ + □
9 + 6 = 9 + □ + □
14 – 5 = 14 - □ - □
14 – 9 = 14 - □ - □
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Какое «открытие» мы сделали на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу?
- С кем интересно было работать?
Д/З. Составить и решить свои 2 примера на новый случай сложения и построить их графические модели.

No comments:

Post a Comment